Главная
Биография
О сайте
Новости
Методические материалы
Законодательство в образовании
Фото и видео
Полезные сайты
Опросы и голосования
Карта сайта
Контакты
НОВОСТИ:
01.10.2012
Даты осенних каникул
Подробнее...
30.08.2012
Информация о начале учебного года
Подробнее...
29.05.2012
График учебы на майских праздниках
Подробнее...

Технология проектной деятельности

Возникла еще в 20-е годы 20 в. в США. Ее называли также методом проблем и связывали  с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить как полученные знания, так и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности

В основе технологии проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Технология проектной деятельности всегда ориентирована  на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проект - это деятельность одного ученика или группы учащихся, в которой они самостоятельны и активны: сами придумывают и планируют работу, подбирают необходимые для реализации деятельности ресурсы, зачастую находящиеся в нескольких учебных областях, выполняют поставленные задачи и представляют результаты работы в значимой и явной форме.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей:

  • использование разнообразных методов, средств обучения, реализацию разнообразных видов деятельности: изучение дополнительной литературы, сбор данных из различных источников информации, проведение социологических опросов (анкетирование, интервью), консультации с экспертами (экспертное интервью), создание учебных фильмов и др,

  • использование научных, исследовательских методов: постановка проблемы, определение предмета исследования, формулирование цели и задач, выдвижение гипотез, выбор методов исследования, подведение промежуточных итогов, оформление работы.

  • интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, - конкретный результат, готовый к внедрению. Проект «требует» оформления результатов (продукта) для предъявления его окружающим. Соответственно, возникает необходимость использовать предметные навыки как средства реализации проекта. Данный продукт выступает не только личным достоянием, но и достоянием соучеников, которые участвуют в обсуждении результатов проекта.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Виды учебных проектов (классификация)

  • по содержанию (монопредметные, межпредметные, интегрированные, надпредметные);

  • по времени реализации (продолжительности) – мини-проекты, проекты средней продолжительности, долгосрочные;

  • по числу участников проекта – коллективные, индивидуальные, групповые.

  • по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

  • по доминирующему в проекте методу: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационныознакомительно-ориентировочный, пр.

исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);

приключенческие, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;

информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки" и пр.) и обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) - презентация ( публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

практико-ориентированные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

Этапы работы над проектом (по Гузееву В.В.):

Первая стадия (мотивационная)- это стадия подготовки к осуществлению проекта, когда определяются тема и цели исследования. На данной стадии учащийся обсуждает тему исследования с учителем, который знакомится с замыслом проекта, оказывает помощь в конкретизации темы, формулировке целей и задач предстоящей деятельности.

Вторая стадия (информационная) – планирование, предполагает определение источников, уточнение способов сбора и анализа информации, конкретизацию способов представления результатов, установление процедур и критериев их оценки, распределение задач между членами команды (в случае реализации группового проекта). На данной стадии учащийся конкретизирует план действий, формулирует задачи исследования. Учитель помогает ему в этом, задавая наводящие и уточняющие вопросы, высказывая различные предположения об этапах предстоящей работы.

Третья стадия (деятельностная) – собственно исследование, предполагающая сбор информации с использованием различных методов – метода опроса (анкетирования и интервью), метода наблюдения, метода анализа документов и других. Учитель наблюдает за выполнением исследования, советует, консультирует.

Четвертая стадия (создание продукта проектной деятельности) – определение результатов и формулирование выводов из проведенного исследования. Учащийся анализирует собранную информацию, делает соответствующие заключения об итогах проведенной работы. Учитель, как и прежде, выступает в роли консультанта. На 3 и 4 стадиях дети максимально самостоятельны.

Пятая стадия (презентационная) отражает такую важную особенность проектной деятельности, как подготовка презентации результатов проведенной работы – готового продукта. Формами представления результатов являются устный отчет с демонстрацией материалов, «защита проекта» и письменный отчет. Учитель помогает в организации презентации.

Шестая стадия (рефлексия) включает оценку результатов и хода проектной деятельности. Учащийся принимает участие в коллективном обсуждении оценок и самооценок. Учитель, в свою очередь, осуществляет оценивание деятельности учащегося.

Критерии оценивания:

  • творческая составляющая (нестандартность и оригинальность решений),

  • теоретическая грамотность и научный кругозор,

  • качество подобранных источников,

  • качество использования источников,

  • самостоятельность, логичность, последовательность и обоснованность суждений,

  • грамотность оформления результатов работы,

  • качество отчета,

  • общественная значимость,

  • потенциал возможного продолжения исследования.

Плюсы технологии:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);

  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

  • значимость для развития человека умения самостоятельно пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

 
 
Сайт Пышкиной Елены Владимировны
Все права защищены. (с) 2012
Создание сайта - Студия WEB-IC