Главная
Биография
О сайте
Новости
Методические материалы
Законодательство в образовании
Фото и видео
Полезные сайты
Опросы и голосования
Карта сайта
Контакты
НОВОСТИ:
01.10.2012
Даты осенних каникул
Подробнее...
30.08.2012
Информация о начале учебного года
Подробнее...
29.05.2012
График учебы на майских праздниках
Подробнее...

Вузовские технологии обучения в школе

В преподавании русского языка и литературы  в школе сегодня нашли свое место и прочно утвердились технологии, основанные на системе обучения, традиционно считавшейся вузовской: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты и др.

Уроки-лекции проводятся в школе довольно давно. Двадцать лет назад видный ученый Б.Т. Панов писал: «В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” говорится о необходимости более широкого использования в школьном преподавании лекционного способа изложения материала».

Сегодня «школьная лекция – это систематизированное, чаще всего проблемное изложение материала по теме или разделу». Школьная лекция не только имеет сходство с вузовской лекцией, но и отличается от нее.

Особенности школьной лекции, схожие с вузовской:

  • во-первых, лекция на уроке дает возможность учителю преподнести учебный материал не рассредоточенно, а компактно, блоком, экономя тем самым время урока;

  • во-вторых, лекция помогает изложить достаточно сложную научно-учебную проблему;

  • в-третьих, лекция учит школьников рассуждать логически, грамотно, четко, аргументированно;

  • в-четвертых, она развивает умение активно воспринимать учебную информацию, выделяя главное и правильно оформляя конспект.

Отличия школьной лекции от вузовской:

  • во-первых, школьная лекция часто перемежается беседой с классом;

  • во-вторых, во время лекции ученикам могут быть предложены для выполнения в классе задания практического характера;

  • в-третьих, лекция может сопровождаться заранее подготовленными сообщениями учащихся;

  • в-четвертых, продолжительность школьной лекции не должна превышать 30 минут.

Естественно, что лекционную технологию обучения имеет смысл применять начиная с 8–9-го класса, когда у учеников в достаточной степени сформированы умения внимательно слушать объяснение учителя, выделять в нем главное, правильно оформлять собственные конспекты и т.д.

Классическая школьная лекция имеет четкую структуру:

I. Актуализация темы, определение задания.

II. Слушание лекции учителя (20–30 минут).

III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя.

IV. Обсуждение выполнения заданий.

V. Подведение итогов.

VI. Рекомендация дополнительной литературы.

В школе в последние годы используется не только традиционная лекция, но и такие ее формы, как лекция-дискуссия, лекция-консультация, лекция-беседа, лекция с обратной связью.

Лекция-дискуссия нужна учителю тогда, когда он ставит целью урока не только развивать критическое мышление школьников, их креативность, но совершенствовать их коммуникативные умения во время свободного обмена мнениями.

В конце лекции-дискуссии обязательно звучат выводы.

Лекция-консультация организуется, если учитель ставит цель способствовать усвоению теоретического материала, формировать коммуникативное умение правильно формулировать вопросы. В таком случае половину учебного времени учитель отводит на собственно лекцию, а в оставшееся время отвечает на вопросы

Лекция-беседа наиболее часто используется в школьной аудитории. Основное ее назначение состоит в том, чтобы привлечь внимание учеников к самым важным вопросам в процессе непосредственного общения. Учитель побуждает школьников искать ответы на поставленные вопросы, размышлять вместе с ним. В результате дети получают удовольствие от участия в научной беседе. Коммуникативная направленность лекции-беседы придает обучению личностный характер.

Лекция с обратной связью дисциплинирует учащихся, активизирует их внимание, часто делает процесс запоминания более эффективным.

Учащиеся знают, что в начале и в конце каждого крупного информационного блока они получат контрольные вопросы с вариантами ответов, которые нужны учителю для того, чтобы проверить степень осведомленности аудитории и не давать лишнюю информацию в лекционном сообщении. Если ответы слабые, лектор подробно излагает материал и в конце повторяет вопросы.

Лекцию с обратной связью удобно проводить в компьютерном классе, так как использование компьютера значительно сокращает время на получение и обработку информации учителем.

Используя вузовскую лекционную технологию обучения в старшей школе, наиболее успешно работают учителя, совмещающие чтение лекций с проведением семинарских занятий. Эту систему обучения называют лекционно-семинарской.

Урок-семинар – это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков.

Школьный семинар так же, как и лекция, имея определенное сходство с вузовским, все-таки сильно отличается от него.

Отметим сходные черты. Семинар:

  • во-первых, развивает самостоятельность;

  • во-вторых, помогает творчески осмысливать прочитанную литературу;

  • в-третьих, формирует навыки диалогической и монологической речи;

  • в-четвертых, использует опережающий характер домашних заданий.

Школьные семинары отличаются от вузовских:

  • во-первых, тем, что учитель (или ученики-консультанты) помогает в подготовке материалов к уроку (индивидуальные и групповые консультации; собеседования; предварительный просмотр материалов, подготовленных к уроку школьниками, учителем или его помощниками);

  • во-вторых, более продолжительной подготовкой к семинару (как правило, тема будущего семинара объявляется в начале изучения темы);

  • в-третьих, изменением форм работы на самом семинаре (работа в парах, групповая работа, коллективная подготовка ответов, использование игровых форм работы и т.д.).

Школьное семинарское занятие обычно состоит:

1) из вступительного слова учителя;

2) сообщений учащихся;

3) обсуждения сообщений;

4) подведения итогов семинара.

В современной школе широкое распространение получили уроки-практикумы, или практические уроки, в том числе и по русскому языку.

Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний. При подготовке к такому уроку школьники дома читают пройденный теоретический материал, готовятся к выполнению практических заданий. Учитель подбирает разнообразный дидактический материал, от качества которого во многом зависит результативность урока-практикума.

На практических уроках используется разного рода вспомогательная литература: словари, справочники, таблицы, учебные пособия.

Работа на таких уроках может быть организована по-разному: самостоятельная, парная, в группах, коллективная. В помощь учителю для оперативной проверки заданий привлекаются ученики-консультанты, справившиеся до урока со всеми разделами программы на «отлично».

Схема урока-практикума может быть такой:

1. Повторение теоретических сведений по проблеме.

2. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий (графический разбор, составление схем, морфемный разбор, редактирование текста и т.д.).

3. Собственно практикум с использованием словарей, справочников, учебных пособий. Работа ведется по карточкам.

4. Контролирующее задание для всего класса. Выполняется с самоконтролем по словарю или справочнику.

5. Задание на дом.

Еще одной формой занятий, которая пришла из вуза в школу, является урок-зачет. Этот урок заранее включается учителем в календарно-тематическое планирование и проводится тогда, когда нужно повторить и обобщить изученный материал не только по большой теме программы, но и за четверть или за весь учебный год, а также при осуществлении контроля за знаниями учащихся.

О предстоящем уроке-зачете ученики оповещаются заранее, например, перед изучением темы или в начале четверти, если зачет предполагается провести по материалу, изученному в течение всей четверти. При подготовке к уроку-зачету класс делится на группы, назначаются старшие групп. В кабинете русского языка учителем оформляется стенд «Готовимся к зачету», материал на котором обновляется в течение всего периода подготовки к зачету. На стенде – вопросы, образцы выполнения упражнений и задач и сами (дифференцированные) упражнения и задачи, схемы разбора, списки дополнительной литературы, перечень умений и навыков, которыми должны овладеть ученики к концу изучения темы.

На протяжении всей подготовки к зачету ученики в любой момент могут обратиться за помощью или консультацией к учителю или к ученикам-консультантам.

На всех этапах подготовки к зачету используются контроль и самоконтроль. Контроль осуществляет как сам учитель, так и его помощники – ученики-консультанты. Проводится урок-зачет, как правило, по следующей схеме:

1. Проверка знаний (устных и письменных) учителем и учениками-консультантами.

2. Выставление оценок за каждое выполненное задание в «Лист оценки знаний», который перед уроком вывешивается на стенд.

3. Выставление итоговой оценки по результатам выполнения всех заданий, которая соответствует реальному уровню знаний, умений и навыков каждого ученика.

4. Подведение итогов урока.

 
 
Сайт Пышкиной Елены Владимировны
Все права защищены. (с) 2012
Создание сайта - Студия WEB-IC